Ӄоӎпӧҁт - Классика тяжмета и сталепроката (80-е)
🔔Здоровье Музыка + Графика + Кино 🛠Техника Новости

Классика тяжмета и сталепроката (80-е)


Много лет тому назад (где-то в 2004-м, а может раньше) швед по имени Дан Эдман, обнаружив в сети мой заброшенный сайт, посвященный каталогизации лейблов звукозаписи 80-х, обратился ко мне с просьбой передать ему все мои наработки в этой сфере для того, чтобы он целенаправленно развивал это направление дальше (кстати, никакого discogs'а тогда еще не было). А поскольку у меня действительно не было желания продолжать этот сизифов труд, то все свои тетрадки с записями я отдал Дэну (за что мне до сих пор висит благодарность — см. самое начало текста), а он на их основе запустил соответствующий сайт, активно развивая, дополняя и наполняя его материалами многие годы после этого. Одним словом, Дан сделал очень качественный и достойный проект, который я могу с чистой совестью рекомендовать каждому, кому это также интересно, как и мне.

         

Aaarrg 27 xx

Немецкий лейбл с офисом в Бохуме (Bochum) основанный басистом Mekong Delta, Ralf Hubert при соучастии Axel Thubeauville (основателя Bonebreaker, Earthshaker, Shark и U.S. Metal Records). Aaarrg логичным образом выпускал альбомы собственно Mekong Delta, подписывал контракты с группами участники которых были так или иначе связаны с Mekong Delta (Living Death, Sacred Chao) а в целом специализировался на прогрессивном трэше а-ля Mekong Delta же. Являлся подразделением Major Records International. Оформлением многих пластинок выпускавшихся Aaarrg Records занимался некто Detlef Braun, который оформил также немало релизов Earthshaker. Вторым не менее активым оформителем был Joachim Lütke.


Active 27 ACT xx
ATV xx

Дочерний лейбл Music For Nations, который начал работу как Axis Records (с этим логотипом вышли 4 первых пластинки) но вскоре название было сменено на Active Records. Пока были Axis, нумерация релизов начиналась с префикса LP, когда стали Active — 3 пластинки вышли с префиксом ACT, а потом и до конца — ATV xx. Группы туда подписывали весьма своеобразные — Anacrusis, Atheist, Candlemass, Hexenhaus, т.е. банды конечно качественные, но уж точно не для массового слушателя с маленьким мозгом. При этом в прогрессивный репертуар лейбла какими-то странным образом вплетались релизы Glam-групп хотя также вполне качественные.


Angel 6 ANGEL 000x

Норвежский микро-лейбл, все релизы крайне редкие.


Atom H 15  ATOM xx

Лейбл со штаб-квартирой в Дюссельдорфе основанный Jürgen Engler и запомнившийся главным образом тем, что на нем вышли все фундаментальные альбомы Accuser, Protector и Rumble Militia. Как и Aaarrg являлся подразделением Major Records International. Логотип лейбла разработал барабанщик Away (Michel Langevin) из Voivod, который лично оформлял многие пластинки самих Voivod и создал уникальный шрифт, которым набирались тексты их песен и прочая информация. Кстати, в правом нижнем углу логотипа Atom H — не какая-то грязь, а подпись Away 87.


Auburn 8 AU 00x

США, Кливленд, Огайо.


Avanzada Metalica 22 AM 0xx Первый в истории мексиканский металлический инди-лейбл.

Axe Killer 26 70xx

Достаточно культовый французский лейбл, который у всех пластинок, выпускавшихся им по лицензии, зачем-то менял оригинальные обложки на свои собственные.


Axis 4  LP xx См. Active

Bacillus       См. Bellaphon

Banzai 90 BRC 19xx
BAM 10xx

Канадский лейбл со штаб-квартирой в Монреале основанный неким Michel Meese и занимавшийся выпуском исключительно лицензионных пластинок. Среди релизов Banzai — масса альбомов изначально выпущенных Combat, Megaforce, Metal Blade, Neat, Noise, Steamhammer и др. У Banzai была интересная фенька — на 18 их релизах (18=6+6+6 — нетрудно догадаться в чем тут дело) на конвертах стоит что-то вроде клейма изображающего фрезу газонокосилки обрамленную надписью Speed Metal. Это клеймо ставилось на наиболее агрессивные релизы того времени с одной единственной целью — повысить их коллекционную ценность, сделать в своем роде уникальными. Только не стоит понимать надпись Speed Metal буквально — обозначением подвида металла это в данном случае не являлось. Это просто говорило о том, что музыка очень быстрая.


Bellaphon 25 260 07 0xx
260 09 0хх

Очень старый немецкий лейбл из Франкфурта основанный неким Branko (Branislav) Zivanovic аж в 1963 году. Bacillus Records — это сублейбл Bellaphon, который изначально был сторонним инди-лейблом основанным в 1971 году продюсером Peter Hauke. Однако Bacillus очень быстро (букально в течение года) обанкротился и был куплен Bellaphon. Металл даже близко не был их профильной музыкой — лейблы выпускали в основном джаз, поп, диско, прог-рок и прочую подобную музыку (причем в очень большом количестве) а более-менее металлических релизов у лейбла было чуть больше пары десятков. Необходимо также отметить что несмотря на совершенно неметаллическую ориентацию лейбла в целом металлические релизы Bellaphon/Bacillus были сравнительно интересными, а 'Neutralized' Talon так просто выше всех похвал.


Black Dragon 55  BD 0xx

Парижский лейбл специализировавшийся на весьма специфической, а иногда и откровенно странной разновидности металла, которую правильнее называть Progressive Metal. Лейбл также очень жаловал David T. Chastain известного в кругах любителей тяжелой гитарной музыки (нередко просто инструментальной, т.е. без вокала). Что же касается странностей, то достаточно назвать такое имя как Manilla Road чтобы стало ясно с чем придется иметь дело. Множество релизов Black Dragon оформлял Eric Larnoy имевший тоже довольно специфический графический стиль.


Bonebreaker 6 BONE 00x

Немецкий лейбл и торговая марка некого ООО Y.U.P.-Music со штаб-квартирой в Бохуме основанный известным многостаночником Axel Thubeauville, который являлся также соучредителем Aaarrg Records, владельцем Earthshaker, Shark и U.S. Metal Records. В отличие от других проектов Акселя, на каждом из которых вышло более полутора десятков пластинок, Bonebreaker выпустил всего 6 релизов. Рядовому металлисту эти пластинки практически неизвестны, хотя каждая из них заслуживает самого пристального внимания. И дело вовсе не в том что они являются как говорят у них hidden gems (т.е. некими незаслуженно забытыми, не замеченными в общем потоке шедеврами) — в техническом или композиторском плане они таковыми действительно не являются. Но у этой музыки есть одно очень важное, можно сказать уникальное качество — она исключительно хорошо передает основополагающую идею (т.е. настрой, смысл, звучание и т.д.) тяжелого металла, передает дух того времени, когда с одной стороны он уже вышел из пеленок, а с другой — еще не заматерел, т.е. не превратился в трэш.


Breakin' 13  

Австрийский лейбл, на котором выходили преимущественно пластинки Blind Petition.


Bullet 22 BULP x
BOLT xx

Англйский лейбл (Сток-он-Трент) который казался французским из-за того что а) пластинки почему-то печатались во Франции и б) первым их релизом была пластинка группы с названием Le Griffe что для английской группы мягко говоря странно. Подавляющее большинство релизов лейбла — EP, т.е. пластинки с малым временем звучания (<25 минут).


Camel 7 70 03x

Один из сублейблоб GAMA. Репертуар — в основном Hard Rock и AOR, хотя есть и пара реально металлических релизов. На большинстве конвертов Camel стоит нашлепка, извещающая о том, что пластинка дистрибутируется Corona. Нумерация пластинок последовательная — все номера пятизначные, логично меняется только последняя цифра, что подразумевает не более десятка пластинок.


CCG Underground 13 CCG x

Великобритания, лейбл основан теми же, кто основал CMFT. расшифровывается как Chaotic Crotch Grinder.


Chainsaw Murder 5 CM 00x

Швейцарский лейбл выпустивший всего 5 пластинок и принесший миру культовую группу Messiah начавшую играть очень самобытный прото-Death Metal задолго до того как этот жанр вообще стал известен. Довольно забавно то что название лейбла переводится как «убийство бензопилой», а в качестве логотипа выбран некий птеродактиль безо всякой пилы.


CMFT Productions 7 CMFT x

Великобритания, Суффолк, лейбл основан теми же, кто основал СCG Underground. Расшифровывается как Crazy Mother Fuckin' Thrashers.


Cobra 39 CL 10xx

Еще один канадский (Торонто) лейбл, который начал c выпуска собственных релизов, но быстро перешел исключительно на лицензирование пластинок других лейблов — в основном это была продукция Combat и Noise (хотя не только). Исконно кобровыми были всего 6, но знаменательных пластинок: 'Metal Inquisition' и 'Stay Ugly' Piledriver, 'Danger Zone' Fist, 'Noble Savage' Virgin Steele, 'Nightmare Theatre' Exorcist и 'Sin Will Find You Out' Original Sin.


Cogumelo 65 COG 0xx
COGD 0xx

Культовый бразильский лейбл с достаточно разнообразным репертуаром.


Colossal   8    

COMA   2    

Combat 171 MX 8xxx
88561xxx

Один из самых важных и влиятельных исконно американских лейблов. Возник в 1983 году как внутрифирменный отдел IRD (Important Record Distributors) печатавший исключительно металлическую музыку. Кстати, под крышей IRD долгое время базировался еще один хорошо известный металлистам лейбл — Megaforce. В середине 1986 года немецкий Noise заключил с Combat (что в переводе означает «Бой») договор на дистрибуцию в США записей их клиентов (главным образом европейских групп вроде Celtic Frost, Helloween, Running Wild) а чуть позже то же самое сделал и британский Neat (благодаря чему в США стали хорошо известны те же Venom и Raven). Одним из самых продаваемых альбомов вышедших на Combat стал 'Killing Is My Business... And Business Is Good!' Megadeth, проданный в количестве свыше 200.000 экземпляров. Combat имели также дистрибуторские соглашения с Music For Nations и Under One Flag, которые лицензировали и распространяли продукцию Combat в Европе. Впоследствии Combat были поглощены Relativity Records, который в свою очередь принадлежал Sony Records. Вскоре после этого события Combat были закрыты, хотя все права на записи до сих пор принадлежат Sony Music Entertainment. А вообще в каталоге Combat — практически только отборная музыка, причем самого разнообразного плана: от Helloween до Entombed, от Agnostic Front до Napalm Death. Множество конвертов пластинок Combat оформлял знаменитый Edward Repka.


Communiqué 15    

Criminal Response 5 CDP x

Непонятно зачем созданная дочерняя фирма британского Ebony выпустившая всего 5 пластинок, 3 из которых — от шведских музыкантов.


D&S Recording 24    

Death   DEATH 00x

Сублейбл Metal Blade Records выделенный под кроссовер вроде D.R.I. С нумерацией релизов дело обстоит весьма мутно — были попытки нумеровать их согласно простому шаблону DEATH 00x, но в итоге все перемешалось с нумерацией материнского лейбла так что не стоит даже в это углубляться (в логику нумерации).


Devil's 22 MAD 20xx

Самый французский из всех старых французских лейблов. В отличие от других своих земляков, Devil's не выпустили ни одной пластинки по лицензии и вообще специализировались исключительно на французских группах.


Devil's Game   1   См. Steamhammer

Diabolic Force 13  

То ли самостоятельный лейбл, который просуществовал совсем недолго, то ли лейбл, с которого начался и который был переименован во Fringe Product (по аналогии с Devil's Game). Второе представляется более вероятным, ибо у Diabolic Force не было собственных каталоговых номеров — пластинки выходили сразу от имени Fringe.


Disaster 11 100xx

Немецкий лейбл из Хольцгерлингена выпускавший как и Atom H весьма суровую (для того времени) сложную и очень качественную музыку. Чтобы заинтересоваться релизами Disaster достаточно сказать, что на этом лейбле вышли две первых пластинки Angel Dust и Exumer, три из которых оформил Martin Appoldt.


Discotto Metal 7 DM 00x

Италия, Милан, сублейбл Il Discotto Productions, специализировавшегося на Italo-Disco, но решившего заработать немного денежек еще и на металле.


Dream 19 DRE 183xx

Франция, все релизы крайне редкие.


Earthshaker 17 ES 40xx

Немецкий лейбл с офисом в Эссене основанный известным в металлических кругах Axel Thubeauville, который являлся также соучредителем Aaarrg Records, владельцем Bonebreaker, Shark и U.S. Metal Records. В целом Earthshaker тяготел к достаточно редкой разновидности Heavy Metal почти не встречающейся в чистом виде, а именно к спид-металлу в духе Steeler и Living Death. Музыка на многих пластинках Earthshaker представляет собой более пронзительные и более скоростные вариации на тему Accept. Оформлением многих пластинок выпускавшихся Earthshaker занимался некто Detlef Braun, который оформил также немало релизов Aaarrg.


Ebony
41 EBON xx

Британский лейбл упорно специализировавшийся на так называемой новой волне британского тяжелого металла (New Wave Of British Heavy Metal или сокращенно NWOBHM). Поначалу лейбл базировался в городе Hull, а затем (где-то после выпуска 30-й пластиинки) переехал в Hemingbrough, North Yorkshire. Подобно группам выпускавшим свои альбомы на Mausoleum практически ни одна группа с Ebony (кроме разве что Grim Reaper) не получила известности и не имела сколь-нибудь продолжительного творческого пути. С музыкальной точки зрения релизы Ebony варьируются от безликих до очень сильных (например Blood Money или Rankelson). С точки зрения качества записи многие релизы имеют достаточно выраженный «гаражный привкус», что не мешает однако получать удовольствие от прослушивания. Первые 24 пластинки Ebony были выпущены с логотипом в виде пятиконечной звезды, после чего к логотипу добавились черепа. Ebony был одним из первых лейблов, который начал ставить на конвертах пластинок предупреждение о недопустимости пиратства, т.е. переписывания пластинок на кассеты. Большинство пластинок продюссировал и выпускал один и тот же человек по имени Darryl Johnston, а большинство конвертов оформил некто Garry Sharpe, который ставил на них свою подпись-штемпель в виде насекомого. Вторым оформителем был Terry Greer. См. также Criminal Response.


Energy 10   См. Rockport

Enigma Discos 13 EG 0xx

Бразилия, Сан-Паулу, сугубо лицензионный лейбл с огромным каталогом.


Explosive 5 ELP x

Югославский лейбл.


Fate 2 б/н  

Fingerprint 14 FING LP 0xx

Шведский лейбл.


Fireball 3 FP 00x

См. LM Records


Fist Fight 1  

Канадский (Онтарио) лейбл выпустивший всего одну пластинку — 'Custom Killing' Razor.


Flametrader 21 10xx
300xx

Голландский лейбл с разношерстным материалом.


FM 17 WKFM LP xx
12 VHF xx

Великобритания, подразделение FM-Revolver.


Fringe Product 108 FPL 30xx

Канадский лейбл из Торонто основанный неким Ben Hoffman, который подписывал прямые контракты с канадскими группами, но больше занимался лицензированием и дистрибуцией продукции других канадских лейблов (небольших, малоизвестных) а также пластинок американских и в меньшей степени европейских групп. См. также Diabolic Force.


GAMA      

GAMA Musikverlag GmbH — это детище Jean-Pierre GArattoni (похоже бельгийского происхождения) более известного под именем Peter Garattoni и Günter MArek (видимо с чешскими или польскими корнями) появившееся на свет в 1980 году. Один офис GAMA находился в германском Kirchheim unter Teck, а второй — в швейцарском Strengelbach. Вообще GAMA была чрезвычайно мутным предприятием, которое само по себе не являлось лейблом звукозаписи в буквальном смысле — эта контора была «крышей» для большого числа дочерних фирм (так называемых сублейблов) а конкретно Camel, Fusion, Hot Blood, Metrovynil, Peak, Scratch, Scratchcore, SL/SriLanka, Tales Of Thrash, Wave, Zellofon и каких-то еще. При этом металл клепали далеко не все из них (только те на которые есть ссылки) а вся муть разводилась естественно только с одной целью — уходить от налогов. Как минимум два из упомянутых сублейблов должны быть хорошо известны всякому металлисту, чье знакомство с металлом проходило в 80-е — это Scratch и Hot Blood, ведь на них выпускали свои пластинки такие культовые банды как Gravestone, Maniac, Stranger, Tyrant, Vampyr. Множество конвертов для пластинок GAMA рисовал Martin Appoldt приложивший также руку к релизам Disaster, который оформлял пластинки в стиле футуристической мультипликации. Также небезынтересно то что Peter Garattoni не только заправлял звукозаписывющим бизнесом, но еще и барабанил в таких группах как Maniac, Midnight Darkness, Tox и Veto, которые записывались в его же лавочке. Задача внятной каталогизации/систематизации продукции GAMA до сих пор остается непростым делом — два жуликоватых предпринимателя не хотели чтобы налоговая взяла их за волосатые шары, а потому старались запутать следы. Если собрать в одну кучу все пластинки на которых стоит клеймо GAMA (не путать с GEMA) то получится более 70 штук (во всяком случае тех что можно отнести к металлу). Так что в общем-то можно сказать, что GAMA был довольно крупным «лейблом». Но из-за отсутствия общего каталога с более или менее последовательной нумерацией релизов ознакомление с продукцией этого «лейбла» нужно производить по его сублейблам.


GI 9 GILP xxx

См. Metalother Records


Giant   40    

Greenworld 39 GWD 905xx

Начали в 1978 году как импортер и дистрибутор. В 1981 создали Enigma Records. Сильно помогли встать на ноги New Renaissance Records, были первыми, кто стал выводить на рынок Roadracer.


Grudge 16 GR 09xx

Скорее не металлический, а хард-роковый лейбл, который в 1989 году был куплен BMG и превращен в музыкальную помойку.


Guardian 15 GRC xxx  

GWR 49 GWLP xx

Независимый британский лейбл просуществовавший с 1986 по 1991 годы. Появился на свет благодаря усилиям двух тогдашних менеджеров Motörhead (Douglas Smith и Dave Simmons) которые искали способ выпустить новый альбом легендарной группы на фоне больших финансовых трудностей, которые начал испытывать в 1984 Bronze Records, на котором Motörhead долгое время выпускали свои пластинки. Офис компании располагался в Лондоне на Great Western Road, откуда и возникла аббревиатура GWR. Лейбл издавал не только металл, но и всякую белиберду (например в стиле psychobilly) хотя большинство релизов все-таки именно металлические. В 1992 году Смита сместили с должности управляющего директора, а весь репертуар лейбла перешел к Castle Communications, которые позднее стали частью Sanctuary Records Group.


Heavy Discos 12 HV 0xx

Бразилия, Рио-де-Жанейро.


Heavy Metal 82 HMR LP xxx
HEAVY xx
12 HM xx

Судя по нумерации этот британский лейбл (сублейбл FM-Revolver) со штаб-квартирой в Вулвергемптоне должен был выпустить под 200 релизов. Однако более чем о половине из них не знает даже discogs.com, что создает некоторую неопределенность в этом вопросе (см. также их «американский» филиал ниже). Лейбл начал с выпуска почти исключительно местечковых групп, большая часть которых исполняла вроде как NWOBHM, хотя называть такую музыку металлом язык не поворачивается — скорее это некая разновидность хард-рока. В любом случае за пределами Англии все эти группы так и остались практически неизвестными, причем поголовно. Выпуск странной музыки продолжался недолго — буквально пару лет с 82 по 84-й. Их земляки Neat Records, которые тоже специализировались на NWOBHM (только реально крутом) не были ни мажорами, ни каким-то суперлейблом, но у них была дойная корова по имени Venom. А Heavy Metal Records плюнули на NWOBHM и стали пытаться доить глэмовую корову по имени Wratchchild. Правда молока она почти не давала. Вероятно не в последнюю очередь благодаря этому во второй половине 80-х HMR совершенно потеряли ориентацию в пространстве (исключение составляют лишь две пластинки Cloven Hoof) и стали выпускать все подряд — и глэм, и трэш, и кроссовер, причем опять-таки британского розлива. В общем раскаленным металлом на лейбле запахло только где-то к 100-му релизу. Но их ранние синглы, сборники и конечно же альбомы Witchfinder General представляют собой определенный интерес.


Heavy Metal America 8 HMUSA xx

Американское отделение британского Heavy Metal Records, которое судя по нумерации должно было выпустить больше сотни релизов. Однако большая их часть отсутствует даже на discogs.com, что создает некоторую неопределенность в этом вопросе. Как уже говорилось выше, продукция лейбла Heavy Metal пожалуй самая малоизвестная — их репертуар практически ничего не говорит даже продвинутым металлистам, что достаточно удивительно, ибо количество релизов выпущенных обоими лейблами измеряется не единицами, а многими-многими десятками.


Heavy Metal Maniac 11  

Бразилия, Рио-де-Жанейро.


Heavy Metal Worldwide 6 HMI LP x

См. Heavy Metal Records


Hellhound 42 HELL xx

Германия, единственный лейбл того времени (80-е), который записывал группы игравшие Doom Metal.


Hot Blood 26 941 3xx
87 xx1

Hot Blood был у GAMA как бы сублейблом №2 (после Scratch). Качество музыкального материала несколько отличалось от того что выходило на Scratch Records — несколько тяжелее и проще, но все равно очень много интересных групп. На большинстве конвертов Hot Blood стоит нашлепка извещающая о том, что пластинка дистрибутируется Intercord. Нумерация пластинок достаточно последовательная шестизначная — большинство номеров (кроме самых ранних) начинается с 941 3хх, а последние две цифры логично меняются, что позволяет отсчет десятков пластинок. В 1989 году лейбл меняет и логотип, и нумерацию (теперь она пятизначная по шаблону 87 хх1) и дистрибутора (теперь это In-Akustik). Кстати, логотип GAMA ставился только на пластинки Hot Blood, причем на поздние. На всех остальных пластинках GAMA упоминалась обычным мелким шрифтом.


Intense 43  

Сублейбл Frontline Records, посвященный христианскому металлу.


Kamaflage 5 KAM LP x

Сублейбл DJM Records, больше всего известный тем, что представил миру Tank.


Killerwatt 11 KILP 400x  

King Klassic 7 KKR 100x

США, Иллинойс.


Kraze 12    

Leviathan 26 LA 8xx
LA 198xx

США, основан David T. Chastain и Steve McClure с соответствующим репертуаром.


LM 22 LM 0xx

Итальянский инди-лейбл, который в 80-е начал с выпуска New Wave и Punk, к 9-му релизу переключился на металл.


Major 3  

Скоропостижный сублейбл Peaceville.


Mausoleum 98 SKULL 83xx
SKULL 831xx
FIST 83xx

Бельгийский лейбл со штаб-квартирой в Антверпене созданный неким Alfie Falckenbach в 1982 году. За 4 года — с 1983 по 1986 — Mausoleum («Мавзолей») выпустил более 100 релизов, после чего логичным образом обанкротился. Как это ни странно, но групп топ-уровня, групп из так называемой высшей лиги у лейбла практически не было — как и у Ebony Records на многих пластинках Mausoleum записана музыка, которая явно не претендует на массового слушателя — никаких Accept'ов c Iron Maiden'ами там нет даже близко. И если на Ebony все-таки вышел ряд очень сильных работ, которые при соответствующей раскрутке и поддержке могли бы претендовать на что-то большее, то Mausoleum чем-то таким похвастаться едва ли может. Не менее характерно и то что почти ни одна группа издававшаяся на Mausoleum не получила впоследствии особой известности и не имела сколь-нибудь продолжительного творческого пути (кроме разве что Warlock). Однако несмотря на то что Mausoleum выпускал по большей части всякую «вторичку», лейбл этот приобрел практически культовый статус в металлической среде того времени. Видимо это связано с тем что металлисты очень уважают группы не занимающиеся коммерцией (т.е. те, что играют музыку просто потому что им это нравится, а не потому что на этом можно сделать деньги) а релизы Mausoleum были как раз совершенно некоммерческими. Русским металлистам лейбл должен быть известен главным образом по таким группам как Crossfire, Killer и Ostrogoth. Многие конверты релизов Mausoleum «бюджетно» оформлял Eric Philippe, некоторые — Patrick Meeze (тоже весьма бюджетно). Стоит также отметить что Mausoleum выпустил по лицензии немало альбомов как Earthshaker ('Living In The Dark' Atlain, 'Capture The Night' Brainfever, 'As A Matter Of...' Fact, 'Steeler' Steeler, 'Night Of The Dog' Steeltower) так и GAMA, а конкретно ее сублейбла Camel ('In The Name Of Blood' Bloody Six, 'Mean Machine' Tyrant, 'Sergeant' Sergeant, 'Burning Lights' Sphinx, 'Prince Of Darkness' Tox и 'Thru' To You' Starstruck). У пластинок выпущенных Mausoleum есть несколько неприятных особенностей:

  1. Даже будучи новыми они... как бы это правильнее выразить... могут практически постоянно хрустеть, т.е. вот не трещать словно они сильно попользованы, а сразу ясно что это какой-то дефект литья. Края у многих пластинок не гладкие, а словно зазубренные, что лишь подтверждает эту мысль.
  2. Многим записям явно недостает высоких частот.
  3. Очень часто пластинки выглядят так словно их пользовала не одна сотня человек, т.е. конверты буквально измочалены, что вкупе с предыдущими двумя пунктами создает ощущение убитости. Понятно что старые пластинки — это старые пластинки, но тут наблюдается какая-то повышенная ветхость. Может картон был плохой?

Maze America        

Maze Music 19    

Mechanic 12    

Medusa 38  

Анонимный калифорнийский лейбл без собственной системы нумерации релизов.


Megaforce 15 MRI xx69

Своего рода нью-йоркский «ответ» лос-анджелесскому Metal Blade основанный в 1982 году супругами Jon и Marsha Zazula и активно профункционировавший примерно до 1992 года. В начале своего пути — в период с 1983 по 1985 годы — выпустили немало альбомов групп ставших впоследствии столпами, мировой классикой тяжелого металла. В 1987 году были куплены Atlantic и превращены из независимой компании звукозаписи в Megaforce Worlwide, после чего истинно металлические релизы стали перемежаться с мэйнстримом и просто отстоем.


Megaton 20  

Голландия.


Megavolt 3  

Немецкий микро-лейбл из Гельзенкирхена.


Mercenary 8 MER 210x

Маленький нью-йоркский лейбл. Советским металлистам должен быть известен по 'Volume One' Primal Scream и 'The Second Coming' Attacker.


Metal Blade 144 MBR 10xx

Этот калифорнийский лейбл был основан в 1982 году Brian Slagel работавшим тогда обычным сотрудником в одном из музыкальных магазинчиков в пригороде Лос-Анджелеса. Брайан хотел дать местным металлическим группам шанс на известность и начал свою деятельность с выпуска сборников или как еще говорят компиляций под известной многим металлистам франшизой Metal Massacre. В итоге все пришло к тому что лейбл стал надеждой и опорой американского металла всей первой половины 80-х, а музыка групп альбомы которых выходили на Metal Blade (что можно перевести одним словом — «Лезвие») была достаточно высокого качества. В СССР значительная часть продукции Metal Blade (кроме именитых групп вроде Slayer) прошла почти незамеченной — отношения с США и тогда были сложными, да и далековаты они от нас в отличие от Европы... См. также Death Records.


Metal Enterprises 61 ME 5xx  

Metal For Melbourne 4 MFM x

Австралия, Мельбурн.


Metal Master 26 MET 1xx

Итальянский (Милан) лейбл с непонятной тягой к польским группам (Alastor, Astharoth, Dragon, Turbo). Есть все основания полагать что Metalmaster был сублейблом крупнейшего мажорного лейбла Discomagic специализировавшегося на Italo-Disco. С какой стати танц-поп-лейбл вдруг решил печатать металл? Видимо с той что тогда это приносило какие-то деньги.


Metal Masters 24 METALP 1xx

Великобритания, Лондон, стартовал как Rock Machine, но уже после первого релиза выделился в сублейбл.


Metalcore 11 CORE x

Маленький лондонский лейбл с тягой к довольно страшному и лязгающему, но при этом интересному Thrash-Death'у, который почему-то заключал контракты с преимущественно американскими группами, а пластинки почему-то печатались во Франции.


Metalother 3 OTH xx

Крохотный лейбл из Оксфордшира, который начал свою работу в 1985 году как Other Recods, а в 1987 был переименован в Metalother Records. Все что выпустил Other — 7 сорокапяток (почти все 7-inches) с записями какой-то мути (по большей части) а вот на Metalother кроме пары компиляций вышли 3 весьма интересных и сильных альбома.


Metalworks 17 VOV 6xx

Дочерняя фирма британской звукозаписывающей компании AVM, которая в свою очередь являлась дочерней компанией Ultraprime Entertainments Ltd. (при этом все пластинки почему-то печатались в Германии). Metalworks был любопытен тем что по большей части выпускал довольно «бесовскую» музыку — брутальный первобытный трэш, прото-Death Metal (зародышевый дэт) или невнятный кроссовер. Качество релизов — весьма «гаражное», но зато такой оригинальной в своей дикой первобытности музыки ты мало где услышишь. Владельцем Metalworks был человек со странным именем Kris Krowe, который также играл на басу в очень странной группе Deliverance (записывавшейся там же) а заодно был менеджером Virus записавших на Metalworks целых 3 альбома. Нумерация релизов понятная — VOV 6xx, правда отсчет почему-то начался с номера 663. Поначалу вся информация на яблоках пластинок (а то и на конвертах) печаталась готическим шрифтом, который практически невозможно разобрать, а ближе к закату лейбла уже нормальным. Следует отметить что именно Metalworks подарили металлическому миру более чем даровитых трэшеров Deathwish, которые выпустили на этом лейбле свой дебютный альбом 'At The Edge Of Damnation'. Кроме того Metalworks выпустили по лицензии 'Serpent Temptation' Incubus и 'Bloody Vengeance' культовой бразильской банды Vulcano. Вообще от лейбла всегда веяло каким-то жутковатым средневековьем и инквизицией (достаточно посмотреть на обложку уже упомянутого альбома Deathwish).


Mongol Horde 2 MONGOL x
HORDE x

США, Нью-Йорк.


Moshroom 4 2000x

Голландия.


Music For Nations 102 MFN xxx

Британский независимый лейбл звукозаписи со штаб-квартирой в Лондоне основанный Martin Hooker в 1983 году и выпускавший преимущественно рок и металл — дочерняя компания крупной дистрибуторской компании Zomba Records, которая сегодня принадлежит BMG. Мало какой лейбл может похвастаться таким же количеством американского металла принесенного в Европу в 80-е как Music For Nations (что переводится как «Музыка для наций»). Кроме того, по мере отрастания яиц MFN начинали подписывать и собственные прямые контракты с группами (например c Anathema, Paradise Lost, Cradle Of Filth). Хотя среди ранних релизов MFN можно обнаружить и Metallica, и Megadeth, и Slayer, и канадцев Exciter, и земляков Tank, в целом значение этого лейбла именно для металлической истории не так чтобы уж очень велико. Пожалуй главная заслуга MFN состоит в том, что они быстро лицензировали много выдающихся альбомов выпущенных Combat, Megaforce, Enigma и пр. и занесли таким образом американскую «заразу» в Европу. Но если посмотреть на каталог их релизов в целом, то сразу же становится ясно, что MFN был что называется мажорным лейблом (что неудивительно для одной из дочерних компаний Zomba Music Group). И если Under One Flag работали преимущественно с трэш-группами второго поколения, а Axis/Active Records служили своего рода полигоном для групп странных, но в общем-то небезнадежных («безнадежные» группы подписывал например Metalworks) то под крыло MFN руководство компании брало только тех, кто имел высокий коммерческий потенциал. Именно поэтому в их каталоге можно увидеть как важнейшие металлические альбомы, так и полный мусор. А вообще кроме нескольких альбомов Candlemass после 1990 года ничего интересного для олдскульных металлистов MFN не выпускали.


Napalm 6 FLAME 00x

США


Neat 50 10xx
xx

Один из старейших металлических лейблов наряду с Roadrunner, который был создан Дэвидом Вудом (David Wood) в 1979 году в Ньюкасле. Лейбл специализировался на Новой Волне Британского Тяжелого Металла (NWOBHM) причем делал это чрезвычайно активно — его роль в в становлении и распространении тяжелой музыки сложно переоценить. Ведь это именно Neat рискнул выпускать самую жесткую и сокрушительную музыку того времени, которой тогда никто еще не слышал, а подобных групп просто боялись — взять хотя бы большое число релизов Venom и Raven, а чуть позднее — Warfare и Artillery. Лейбл имел невероятную тягу к выпуску синглов (7-дюймовых пластинок) и сорокапяток (12-дюймовых). В 1995 году лейбл был куплен Sanctuary Records и вскоре прекратил свое существование. Как и Ebony Records, Neat также ставил на свои пластинки клеймо о недопустимости пиратства, т.е. массовой перезаписи пластинок на кассеты.


New Renaissance 57 NRR xx

Калифорнийский лейбл основанный в 1984 году вокалисткой Hellion, Ann Boleyn. Если бы лет 25 тому назад ты спросил типичного металлиста не хочет ли он (недорого) купить пластинку изданную New Renaissance Records, то ответ скорее всего был бы: «Да мне эта помойка и даром не нужна». Причина тому проста — New Renaissance имел патологическую тягу к выпуску грязного (как в смысле исполнения, так и записи) третьесортного трэша. Справедливости ради нужно отметить, что достойные клиенты у них тоже были (взять тех же Cerebus или Wehrmacht) но в процентном отношении их было чрезвычайно мало. В этом смысле у них немало общего с Wild Rags. Однако по мере роста популярности олдскульного трэша вообще и повышения культовости классического американского металла в частности, в 2000-е годы релизы New Renaissance Records (не путать с No Remorse Records) в известном смысле поднялись в цене.


No Remorse 15 NRR 10xx

Немецкий лейбл из Гельзенкирхена несколько запоздало вышедший на рынок давно захваченный теми же Noise и Steamhammer. No Remorse больше всего известны тем что откопали и вывели в свет эпическую, одержимую Толкиеном группу Blind Guardian ставшую реально культовой — их первые три пластинки вышли именно на NRR (не путать с американским New Renaissance Records). Кроме того No Remorse выпустили почти все пластинки Grinder, а также две первых пластинки Heaven's Gate. NRR просуществовал всего 3 года и в 1990-м обанкротился. См. также Toxic Detonation.


Noise 190 N 0xxx

В 1981 году некто Karl-Ulrich Walterbach основал в Западном Берлине независимую звукозаписывающую компанию Modern Music Records GmbH. В первые два года существования компании ее подразделение под названием Aggressive Rockproduktionen выпускало пластинки исключительно панк-групп (американских вроде Black Flag, Misfits, Angry Samoans и конечно же местечковых певших на немецком языке — Toxoplasma, Slime, Daily Terror). А уже в середине 1983 года возникла идея создания лейбла Noise Records, который должен был специализироваться на тевтонском металле. Noise (что оптимально пеевести как «Грохот») начали с того что лицезировали несколько пластинок Metal Blade, после чего стали подписывать прямые контракты с самыми различными металлическими группами, первыми из которых были Hellhammer, Grave Digger, Running Wild, Sinner, Warrant, Helloween и Celtic Frost. Весьма примечательно то что большинство этих групп каким-то немыслимым образом дожили до наших дней, причем были активны все эти 30 лет. Затем последовал двухлетний период сотрудничества Noise с нью-йоркским Megaforce (который как известно первым в мире выпустил легендарный дебют Metallica 'Kill'em All') что в частности дало Noise право выпускать пластинки знаменитых американских трэшеров Overkill. Одним словом Noise International сыграл на европейском рынке примерно ту же роль что Metal Blade на американском. Достаточно взглянуть на дискографию их первых лет чтобы понять — вот он, самый настоящий евро-металл 80-х высшей пробы! Самым коммерчески успешным проектом Noise стала дилогия 'Keeper Of The Seven Keys' Helloween — к концу 80-х годов одна только вторая ее часть была продана тиражом свыше миллиона экземпляров. Особенно забавно это выглядит в свете того что Noise был единственным лейблом, который в свое время (в 1984) рискнул подписать контракт с совершенно бесперспективной в коммерческом плане швейцарской группой Hellhammer, от которой все остальные что называется открестились и которые сегодня считаются одними из родоначальников Death и Black Metal. В целом Noise Records был одним из самых долгоживущих металлических лейблов с очень большим и при этом очень интересным каталогом. В 2001 году лейбл был продан Sanctuary Records Group, а в 2007 прекратил свое существование из-за банкротства Sanctuary. Во времена СССР пластинок Noise в Союз везли достаточно много, ибо Германия — не Америка, она близко. К оформлению пластинок выпускавшихся Noise привлекались многие известные художники-иллюстраторы — Uwe Karczewski, Sebastian Krüger, Philip Lawvere, Andreas Marschall и др.


Peak 1 3x8x

Сублейбл GAMA, который выпускал не металл, а в лучшем случае легкий Hard Rock или AOR (в духе Camel но еще легче). Нумерация релизов хитрая — по шаблону 3x8x — и непоследовательная, т.е. не 1,2,3,4..., а в неочевидном порядке. Очень уж не хотели два брата-акробата платить немецкие налоги!


Pentagram 6 DEVIL x

США


Point Rock 5 PRD 0x

Бразилия, Рио-де-Жанейро.


Powerline 2  

См. Rockport


Powerstation 16 AMP xx  

Pure Metal 42 SPCN 790-060-xxx

Лейбл, специализировавшийся на христианском металле.


Rave-On 13 RMPL 0xx  

RC Records     См. Roadrunner

Regency 13 REGR xxxx

Калифорнийский (Бербанк) лейбл, посвященный христианскому металлу.


REX 18 REXR xxx

США, Нью-Йорк.


RKT 9 CMO 19x

Великобритания, Syston, Leicester. Некоторые альбомы оформлены Dan Seagrave.


Roadracer   RO 9xxx См. Roadrunner

Roadrunner 541 RR 9xxx
RO 9xxx

Один из старейших металлических лейблов возникший в Амстердаме аж в 1979 году. Лейбл был создан человеком по имени Cees Wessels, которому на том момент было 38 лет. Поначалу лейбл занимался выпуском почти исключительно лицензионных пластинок и переплюнул в этом деле всех остальных. Первое время репертуар Roadrunner был весьма смешанным — там присутствовал и металл, и панк, и даже поп-музыка. Но вскоре Wessels превратился в «главного по железным тарелочкам» — он принес в Европу столько импортных пластинок, сколько не приносил никто (главным образом это была продукция Metal Blade и канадского Attic). Однако поскольку при издании лицензионных пластинок большая часть дохода от их продажи достается оригинальному лейблу (в данном случае деньги уходили в США и Канаду) то Wessels решил заключать с группами прямые договора. Первой такой группой стали датчане Mercyful Fate очень быстро превратившиеся в культ мирового значения. И теперь уже американцы были заинтересованы в том чтобы получить у Roadrunner лицензию на их выпуск. После непродолжительного периода сотрудничества с Megaforce Wessels решил открыть в США представительство Roadrunner. Однако из-за того что точно также назывался некий персонаж американских комиксов название было изменено на Roadracer. Дальше — больше: к середине 80-х предприимчивый Wessels имел офисы не только в Нью-Йорке, но также в Кёльне, Лондоне и Париже, а количество сотрудников исчислялось сотнями. В декабре 1987 года на работу в Roadracer пришел новый управляющий по вопросам набора артистов и репертуара, который оказался фанатом ультра-тяжелого и скоростного металла и начал более чем активно тащить в контору подобный «ужас» со всех концов света — посыпались контракты с Sepultura, Deicide, Obituary, Suffocation и пр. В 1990 году когда спрос на Death Metal достиг апогея Roadrunner занялся поиском новых дарований — в последующие 5 лет лейбл подписал контракты и выпустил дебютные альбомы таких групп как Fear Factory, Machine Head, Life Of Agony, Dog Eat Dog, Madball, Type O Negative, все из которых были весьма успешными в коммерческом плане. Короче говоря в конце 90-х все логичным образом пришло к тому что лейбл стал все больше напоминать мажорный. В конце 2006 года Roadrunner был с аппетитом съеден Warner Music и стал таким образом признанно мажорным американским лейблом. С учетом вышеизложенного не должен поражать тот факт что число металлических релизов сделанных Roadrunner в 80-е годы превышает 600 — это больше чем у какого бы то ни было лейбла! Большая часть из них — лицензионный материал, но к 90-му году накопилось и немало собственных изданий. Нетрудно догадаться что страны Европы продукция Roadrunner просто наводняла и в СССР их пластинки завозились также в очень большом количестве. Roadrunner выбрал довольно своебразную систему нумерации релизов — отсчет производился в обратном порядке от цифры 9999. Т.е. если у других лейблов больший номер релиза означает более позднюю дату выпуска, то у Roadrunner все наоборот — больший номер подразумевает более раннюю пластинку. До номера 9510 включительно (т.е. первые 490 пластинок) все номера начинались с префикса RR, а на пластинках стояло клеймо Roadrunner. На пластинке с номером 9511 (Sepultura 'Beneath The Remains') впервые появилось клеймо Roadracer, а префикс стоял RO. Как уже говорилось выше это связано с тем что на американском рынке Roadrunner выступал под именем Roadracer. Впоследствии релизы RR 9xxx перемежались с релизами RO 9xxx, но общая логика нумерации при этом сохранилась. У релизов Roadrunner есть две характерных особенности:

  1. Даже будучи совершенно новыми их пластинки часто заметно трещат, что обусловлено невысоким качеством то ли пластмассы, то ли литья, из-за чего в Европе их называли cheapo Dutch imports, т.е. «голландская лицензионная дешевка». Судя по всему к пластинкам Roadrunner в Европе относились примерно также как в СССР относились к пластинкам фирмы грамзаписи Мелодия. Но в СССР они шли конечно же просто на ура.
  2. Очень часто уровень записи на пластинках Roadrunner в два, а то и более раз ниже, чем обычно встречается на виниле, из-за чего они кажутся еще более шумными.

Rockport 12 RO 0xx
потом муть

Ситуация с Energy/Rockport во многом напоминает ситуацию с Bacillus/Bellaphon. Rockport — это довольно старый немецкий лейбл из Jossgrund основанный неким Bernd Gruber в 1975 году. Energy Records — это сублейбл Rockport выделенный специально под тяжелую музыку, ибо основной репертуар Rockport был полным отстоем (поп, мягкий рочок). Вообще говоря музыку выходившую на Energy (и немного на Rockport) можно назвать тяжелой лишь с некоторой натяжкой (в этом они схожи с Camel) да и вообще релизов подобного рода было совсем немного.


Rumble 4 WODKA 100x
RUM 100x

Бельгия.


SA Bucher   3 GB 0x

Крохотный безвестный французский лейбл, который издал всего 2 пластинки — американской и канадской групп, причем печатались пластинки почему-то в Германии. Нумерация релизов намекает на Great Britain что ли?


Savage   2    

Scratch 30 95 00x
941 3xx
805 0xx
805 ххх-938
805 ххх-928

Один из главных сублейблов GAMA. Складывается впечатление что группы и альбомы издававшиеся Scratch Records получали наибольшее внимание со стороны персонала GAMA и промоутировались лучше всего. Можно сказать что Scratch были у GAMA лейблом №1, а Hot Blood — лейблом №2. В целом репертуар Scratch тяготел к Speed/Power с высоким вокалом, ярким представителем которого являлись Gravestone. Кроме того на Scratch вышли почти все пластинки одержимой средневековьем группы Stormwitch. Сначала нумерация релизов была пятизначной по шаблону 95 00х (т.е. ясно что планировалось издать всего несколько пластинок) «яблоки» — с бронзовым отливом, а дистрибутировалась продукция Deutsche Austrophon (особого логотипа у конторы не было). В начале 1985 года лейбл меняет и логотип, и «яблоко», и систему нумерации, и дистрибутора. Система нумерации меняется аж 3 раза — некоторое время она строится по шаблону 941 3хх (в точности как у Hot Blood) потом вдруг меняется на 805 0хх, а после этого приходит к виду 805 ххх-938, либо -928. В дистрибуторах сначала ходит Intercord (как и у Hot Blood) а потом он меняется на ARIS = Ariola RCA Import Service).


Scratchcore 4  

На этом сублейбле GAMA вышли всего 4 релиза: второй Vectom ('Rules Of Mystery') два первых S.D.I. ('Satans Defloration Incorporated' и 'Sign Of The Wicked') и 'Apocalyptic Nightmare' Necronomicon. Нумерация релизов: 805 034, 805 035, 805 777-928 и 805 269-938 соответственно, что явно вписывается в схему нумерации релизов Scratch. Любопытно что 3 конверта из 4-х выполнены не в цвете, а в оттенках серого. В дистрибуторах как и у Scratch числится ARIS.


Shark 39 0xx

Еще один лейбл Axel Thubeauville известного своей причастностью к таким культовым лейблам как Aaarrg, Bonebreaker, Earthshaker и U.S. Metal. Shark Records — скорее всего самое успешное из всех предприятий Акселя главным образом благодаря тому что он был первым, кто лицензировал для Европы бразильскую Sepultura ставшую впоследствии супергруппой, т.е. дойной коровой причем оставившей потомство. В целом лейбл тяготел к очень тяжелому Thrash Metal и Thrash-Death.


Shatter 5  

Металлический сублейбл нью-йоркского Profile Records, ориентированого на рэп и диско.


Shrapnel 47 SH-10xx

Один из старейших американских металлических лейблов, который был создан Майком Варни (Mike Varney) в 1980 году. Поначалу казалось что лейбл будет выпускать реально крутую музыку, да и логотип (танк с дымящейся пушкой) как бы тоже делал недвусмысленный намек. Но к сожалению сырой бескомпромиссный неполиткорректный металл не пришелся по душе господину Варни — и к середине 80-х Shrapnel медленно но уверенно слил все реально металлические группы заместив их гитаристами-онанистами, т.е. виртуозами а-ля Yngwie Malmsteen (вообще этот стиль называется Shred, что можно перевести как «шинковка») причем такими что к концу 80-х Shrapnel Records уже сложно было назвать металлическим лейблом.


Silver Fin 9 SF 15xx  

SriLanka 7 2x80
70xx

Discogs.com ошибочно рассматривает SL и SriLanka Records как различные лейблы — в реальности это один и тот же лейбл, что ясно видно из яблочных сканов. SriLanka был самым первым сублейблом созданным GAMA. Есть также основания полагать что все это имело некоторое отношение к Rockport Records, из чего становится понятно откуда у GAMA вообще растут ноги. Первые релизы вышедшие на SL представляли собой по большей части прог-рок, хард-рок и блюз. И лишь в 84-м году были напечатаны несколько альбомов, которые можно охарактеризовать как Heavy Metal. Русским металлистам 80-х лейбл должен быть известен по культовой пластинке 'Evil Is There!' швейцарской банды Carrion. Нумерация релизов простая — в начале 80-х по шаблону 2x80, а начиная с дебютного альбома Sinner, — по шаблону 70xx.


Steamhammer 161 SH 00xx
08-18xx
08-7xxx
008-7xxx

Все началось в 1974 году с магазинчика Boots торговавшего музыкальными записями в Ганновере, с культового лейбла GeeBeeDee издававшего музыку новой волны несколькими годами позже, а точнее с создания дистрибуторской компании SPV (Schallplatten Produktion und Vertrieb, т.е. «производство и распространение грампластинок») основанной соучредителем Boots/GeeBeeDee Манфредом Шютцем (Manfred Schütz) 1 января 1984 года. Как известно 1984 год был великим годом для разновидности тяжелого рок-н-ролла получившей название Heavy Metal, так что дочерняя компания SPV занявшаяся конкретно металлической музыкой и названная Steamhammer («Паровой молот») довольно быстро стала весьма и весьма успешной. Более того, с течением времени SPV стали одной из крупнейших независимых компаний звукозаписи в мире. Сначала компанию планировалось назвать Devil's Game (Дьявольская игра) — на этом лейбле в начале 1984 года вышла единственная, но совершенно культовая пластинка 'In The Sign Of Evil' Sodom. Потом планы поменялись — Devil's Game был упразднен, а вместо него появился Steamhammer. В отличие от коллег по цеху Noise, которые практически сразу начали выпускать пластинки групп ставших впоследствии культовыми, популярными (в том числе коммерчески успешными) и долгоживущими, Steamhammer начали свою деятельность с выпуска пластинок групп второстепенных, многие из которых так и остались неизвестными широкому кругу поклонников Heavy Metal. Кроме того Steamhammer активно занялся лицензированием — было переиздано довольно много пластинок Metal Blade, а также кливлендского Auburn, французского Devil's, британского Metalworks, Powerstation, Shrapnel и некоторых других. Однако нельзя не отметить что Steamhammer подарили миру таких трэшеров-долгожителей как Destruction и Sodom, все пластинки которых вышли именно на Steamhammer (позднее этот список пополнили Assassin и Risk). Но в целом, как уже говорилось, Steamhammer был ориентирован на сравнительно бесперспективную в коммерческом плане музыку. Поначалу нумерация релизов была просто отличная — SH 00xx, но где-то в начале 1987 года нумерацию сменили на коды материнской конторы SPV. Многие пластинки, выпускавшиеся Steamhammer, оформляли известные художники — Uwe Karczewski, Sebastian Krüger, Andreas Marschall.


Steps 7  

Германия.


Suffering   3 SUFF 00x

Швейцарский микро-лейбл, выпустивший только альбомы Lunacy.


Sword 5 SWOLP x

Сублейбл шведского Tandan Records.


Sydney Productions 11  

Франция, все релизы крайне редкие.


Tales Of Thrash 3  

Сублейбл GAMA, на котором вышли всего 3, но реально ударных пластинки — два первых Darkness ('Death Squad' и 'Defenders Of Justice') и 'Escalation' Necronomicon. Номера релизов: 805 253-938, 805 855-928 и 10821 соответственно. Первые два вписываются в систему нумерации Scratch, третий — не отнести никуда. Дистрибутор — ARIS.


Torrid 11  

Анонимный, не имеющий собственной нумерации релизов, явно фиктивный нью-йоркский лейбл, скорее всего имеющий какое-то отношение к Combat Records. Сложно сказать, кому и зачем понадобилось его создавать, ибо кроме пары пластинок Exodus ничего коммерчески успешного на нем выпущено не было. Возможно затея была связана с лицензионным бизнесом, смысл которого заключается в следующем: чтобы отжать немного денег у собственного лейбла А, нужно заставить его заплатить за что-то как бы посторонней фирме, которая на самом деле принадлежит тебе. Для этого создается некий ничтожный лейбл Б, у которого лейбл А покупает лицензии на его релизы. Начинающие музыканты денег не видят по-любому, так что им что А, что Б, что В, что Г — без разницы.


TRC   7 TRC 00xx  

Under One Flag 82 FLAG xx
M FLAG xx

Британский лейбл со штаб-квартирой в Лондоне и дочерняя компания Music For Nations, которая в свою очередь являлась дочерней компанией Zomba Music Group. Возник в 1986 году и специализировался почти исключительно на Thrash Metal. В начале 90-х когда металл вышел из «подполья» и стал привлекать достаточно широкие слои населения все бразды правления взял на себя Music For Nations, а Under One Flag естественно закрыли, что неудивительно, ибо лейбл был совсем не мажорный, серьезный и не торопившийся переходить на цифру. В частности именно поэтому пластинки выпущенные Under One Flag весьма почитаемы коллекционерами всего мира.


US Metal 18 US xx

Несмотря на название компания эта немецкая, а точнее — это сублейбл Shark Records (что нетрудно заподозрить даже из простого сравнения «яблок» обоих лейблов) заточенный под импорт пластинок малоизвестных широкой публике американских групп. U.S. Metal начал с того что лицензировал немало релизов известного своим помойным репертуаром лейбла New Renaissance Records и даже ухитрился заключить прямые контракты с несколькими группами из самых разных стран (также малоизвестными).


Viper 22 VPR-1xx

Сублейбл канадского мажорно-всеядного Attic Records созданный специально под металлическую музыку. Больше половины релизов — лицензионные пластинки (главным образом Noise и GWR). Среди собственных первоизданий — три первых альбома уникальных трэшеров Razor, пара пластинок Thor.


Wave 2  

Этот в высшей степени загадочный лейбл относящийся к GAMA выпустил всего две пластинки, одной из которых был легендарный мощнейший Necronomicon 85 года, а другой — сборник Rock-Fabrik Festival-84, в котором приняли участие Stormwitch, Restless, Tyran' Pace и Cacumen (от каждой твари — по паре, т.е. по две песни). Каталоговым номером Necronomicon был 941 452, что помещает его в систему нумерации Hot Blood/начальный Scratch, а номером сборника — 1P2000 (не вписывается никуда).


Whiplash 9 WR 0xx

Бразилия, владелец Luziano Augusto Da Silva умер в 1993 году.


Wild Rags 30 WRR 0xx
WRE/9xx

Еще один калифорнийский (Монтебелло) лейбл созданный неким Ricardo Campos в 1986 году. Характеризовался пристрастием к безумным психопатичным группам исполнявшим жуткую грязную хаотичную музыку, которая тем не менее весьма почитается в определенных кругах. Яркие примеры: Blasphemy, Impetigo, Nuclear Death — больше можно ничего не говорить. Нумерация американских релизов — согласно шаблону WRR 0xx, тогда как релизы голландского филиала имели номера WRE/9xx.


Wishbone 22 WB LP xx
WB xx12
BB LP x

Германия.


Woodstock Discos 68 WSK 1xx

Бразильский лейбл (Сан-Паулу), занимавшийся преимущественно лицензированием.


World Metal 8 WMR xxx  

ZYX Metal 10 4500x

Металлический сублейбл попсового германского лейбла ZYX Music (1971), который был запущен в 1984 году и просуществовал лишь пару лет.


ZYX Metallic   15 ZM 10xx

В конце 90-х ZYX Metal ненадолго реанимировался и сменил название на ZYX Metallic.